Как справиться с волнением перед собеседованием

Волнение перед устным собеседованием испытывает абсолютное большинство соискателей. Что делать, если до встречи осталось несколько часов, а вы не можете взять себя в руки и вернуть уверенность и спокойствие? Мы расскажем, как справиться со стрессом перед собеседованием. А еще вы узнаете, как мы общаемся с соискателями, волнуются ли HR, и как мы стараемся сделать так, чтобы кандидату было комфортно на встрече.
Почему мы волнуемся
У этого состояния две основных причины: боязнь неизвестности и страх оценки. Соискатель буквально выходит из зоны комфорта и отправляется в новое место к незнакомым людям. При этом он находится в состоянии конкуренции с другими претендентами и должен продемонстрировать свои лучшие профессиональные и личностные качества. В таких обстоятельствах стресс перед собеседованием – абсолютно нормальная реакция на событие. Но в наших же интересах взять под контроль и постараться свести беспокойство к минимуму. Волнение на собеседовании не дает кандидату показать свои сильные стороны. «Эх, на этот вопрос надо было ответить иначе!» – знакомые мысли?
Как волнение может помешать раскрыть свой потенциал
Если все соискатели переживают перед собеседованием, может быть, оставить все как есть и не пытаться успокоиться и собраться? Лучше все же поработать над собой, потому что:
- Тревожность снижает концентрацию внимания. Когда вы переживаете, вам не всегда удается уловить суть вопросов. И часто в таком состоянии ответы звучат нелогично и бессвязно.
- Общение с собеседниками будет затруднено. Если избавиться от волнения перед собеседованием не удалось, у вас могут появиться его физиологические проявления. Руки дрожат, усиливается потоотделение, может возникнуть спонтанное заикание. Все это не способствует хорошей коммуникации.
- Падает самооценка. В состоянии тревоги человек склонен относиться к себе сверхкритично. Это приводит к тому, что в ходе разговора он обесценивает свои достижения, не видит и не может презентовать свои сильные стороны как сотрудника.
- Возникают проблемы с памятью. Человек так концентрируется на своих переживаниях, что забывает действительно важные факты о себе. Как видите, убрать волнение перед собеседованием необходимо: только так можно достичь своей цели и получить место в компании. И хотя справиться с эмоциями кажется практически неразрешимой задачей, есть способы сделать это.
Экспресс-техники для снятия волнения
Прежде чем переходить к конкретным методикам, перечислим приемы преодоления стресса.
1. Отвлекитесь от происходящего. Не сидите перед монитором в ожидании встречи – встаньте, пройдитесь, обратите внимание на то, что видно из окна, на людей, проходящих мимо. Сосредоточьтесь на мелких деталях: птица на ветке, облака необычной формы и т. п.
2. Снизьте значимость происходящего. Чаще всего соискателю не удается справиться с волнением на собеседовании из-за прогнозирования негативного исхода и страха перед отказом. Представьте, что это уже произошло. Подумайте, что глобально изменилось в вашей жизни. Она не стала хуже – вы просто вернулись к тому, с чего начали. Да, были потрачены время и силы, эти затраты не оправдались. Но вы получили опыт и в следующий раз сумеете справиться с волнением перед устным собеседованием и наверняка пройдете его блестяще.
3. Двигайтесь. Гормоны стресса существуют, чтобы защитить нашу жизнь от опасности. Благодаря им нам удается спастись от врага. Так что для того, чтобы успокоиться перед собеседованием, полезно подвигаться, сделать несколько махов руками или приседаний. Это помогает снизить степень стресса и унять тревогу буквально на физиологическом уровне.
4. Займитесь творчеством. Возьмите блокнот и ручку, порисуйте в нем, насколько это позволяют ваши способности. Главное, что ваше внимание переключится, и вам удастся побороть волнение перед собеседованием.
5. Используйте прием рефрейминга. Проще говоря, измените угол зрения на саму ситуацию. Это поможет снизить важность происходящего, и тревога утихнет. Например, взгляните на собеседование глазами работодателя: ему нужно закрыть вакансию, он должен найти в команду хорошего специалиста. И ему очень повезло, что вы увидели вакансию и отправили свое резюме.
А вот какие методики рекомендуют применять в стрессовых ситуациях специалисты.
Техника заземления
Один из примеров, иллюстрирующих этот способ, – сцена в «Крепком орешке», где Джон Макклейн после разговора с женой ходит босиком по ковру в номере отеля, сжимая и разжимая пальцы ног. Техника заземления позволяет восстановить связь с реальностью, вернуться в «здесь и сейчас», переключиться с тревожащих мыслей на физические ощущения. Чаще всего в рамках этого метода используют:
- дыхание по квадрату: на «раз, два, три, четыре» вдох, пауза, на «раз, два, три, четыре» выдох;
- «5-4-3-2-1»: назвать 5 предметов, которые находятся в поле зрения, 4 вещи, к которым можно прикоснуться, 3 объекта, которые можно услышать, 2, чтобы понюхать и 1, который можно попробовать на вкус;
- мышечный релакс: последовательное расслабление различных групп мышц (например, сжимание и разжимание пальцев).
Быстрая медитация
Принцип этого метода состоит в сосредоточении на том действии, которое выполняется в данный момент. Необходимо полностью отключить все мысли в голове и сосредоточиться на том, что происходит. Выполнять быструю медитацию можно абсолютно в любом месте в любое время. Например, вы сидите в кресле перед компьютером: сосредоточьтесь на том, какая поверхность у стола, какие ощущения возникают, когда вы прикасаетесь к его поверхности, какие запахи и звуки вас окружают в это мгновение. Если в процессе возникают мысли о постороннем, останавливайте себя и возвращайтесь к тому, что слышите и чувствуете в это мгновение.
Техника якорения
Состоит из трех этапов:
- Установка: активное переживание желаемого состояния одновременно с активацией стимула для создания связи.
- Усиление: многократное повторение до возникновения устойчивой связи стимула и состояния.
- Использование: активации триггера для вызова желаемого эмоционального фона.
Примеры якорей – это запахи и звуки, вызывающие четкий ассоциативный ряд (например, аромат жареной картошки вызывает ощущение дома, уюта, защищенности, а звучание определенной песни переносит в момент свидания с любимым человеком). Также можно использовать тактильные и визуальные стимулы, способные мгновенно вызывать позитивные эмоции и приводить в состояние покоя и уверенности.
Долгосрочные стратегии
Повторим: в кабинете HR волнуются все (и работодатель – не исключение). Но кому-то удается перебороть волнение перед собеседованием, а кто-то так и не может взять себя в руки и общаться легко и непринужденно. Чтобы выглядеть спокойным, необходимо развивать уверенность в себе. Для этого нужно поработать над самооценкой и взять стресс под контроль.
Из чего складывается уверенность в себе
Опыт. Очевидно, что чем более разнообразные задачи вы решали и чем чаще посещали собеседования, тем увереннее вы будете чувствовать себя. Вдохновляющие личности. Вспомните людей-экспертов в вашей области, чей путь вам близок, и используйте его как мотивацию к совершенствованию.
Поддержка и одобрение значимого круга лиц. Наверняка у вас есть друзья или родственники, с которыми вы делитесь своими планами. Чтобы растить уверенность в себе, важно получать их искреннюю похвалу и поддержку. Предположим, что значимые для вас люди не особенно красноречивы. Поделитесь происходящим в вашей жизни и объясните, как важна для вас их поддержка.
Работа с эмоциями. Научитесь быть в диалоге с самим собой. Это поможет найти честный ответ на вопрос, почему то или иное событие вызывает у вас определенный отклик. Когда вы разберетесь в своих чувствах, вам станет проще контролировать свои импульсы, появится уверенность в себе.
Физическое состояние. Регулярные занятия спортом, правильное сбалансированное питание, удачно подобранный гардероб, нормальное здоровье – все это составляющие хорошего самочувствия. Человек, у которого что-то болит, волосы растрепаны, а одежда неопрятна, как правило, менее уверен в себе.
Социальные навыки. Знание этикета, способность поддержать диалог, умение «считывать» эмоции окружающих помогают более адекватно реагировать на происходящее вокруг и ощущать себя уверенно.
Позитивное мышление. Оптимистичный взгляд на жизнь, убежденность в том, что впереди ждет успех, – важные слагаемые уверенности.
Контроль над стрессом
Важно понимать, что стрессовое состояние возникает не только под влиянием внутренних качеств. Окружающая среда, информационное поле, люди, с которыми приходится общаться постоянно, – все это играет роль. Чтобы легче преодолевать стрессовые ситуации вообще и не нервничать на собеседовании на работу в частности, важно заботиться о себе и соблюдать простые правила:
- полноценно питаться,
- соблюдать режим труда и отдыха,
- грамотно планировать рабочее время,
- находить время для прогулок и для расслабления,
- общаться с друзьями,
- реализовывать себя в творчестве,
- соблюдать личные границы, ценить свое время,
- мыслить позитивно и настраиваться на благоприятный исход.
Это были общие рекомендации. А теперь пришло время рассказать, что думают наши HR о волнении соискателей. Уверены, эта информация будет для вас не только интересна, но и очень полезна!
Как мы относимся к волнению на собеседовании
Откроем вам секрет: мы не знаем никого, кто бы не волновался в такой ситуации. Волнение на собеседовании – это нормально! Даже если человек бодр и весел, это в том числе может быть «защитная» сторона: «посмотрите, как я уверен, я ни капельки вас не боюсь». Мы заметили, что чаще всего кандидаты волнуются в первые 10 минут, потом переживаний становится меньше.
Как мы помогаем кандидатам справиться с волнением
Мы используем гибкий подход к организации собеседования. Как правило, вначале HR или модератор дает вводную, представляет собравшихся, рассказывает про структуру встречи. Это делается не только для того, чтобы познакомить и объяснить, как будет проходить собеседование, но и чтобы дать время кандидату привыкнуть к новым лицам. Если видим, что человеку вначале сложно говорить от волнения, HR может поменять структуру встречи и начать с презентации компании: сначала команда рассказывает про продукт, задачи, людей, а уже после наступает черед вопросов к соискателю. Мы следим за тем, чтобы на собеседование не приходило больше двух представителей от команды. Это продуманное решение, потому что чем больше глаз на встрече, тем выше стресс у кандидата. У нанимающей команды нет цели «завалить» кандидата, наоборот: мы настроены на то, чтобы соискатель расслабился, смог вести диалог и продемонстрировал свои качества наилучшим образом. Поэтому, например, мы не проводим стресс-интервью.
Влияет ли волнение на принятие решения об оффере?
Когда мы оцениваем навыки и качества кандидата, учитываем, что на собеседование кандидаты волнуются, могут неверно выразиться, запутаться в ответах, повести себя не так, как действуют в обычных ситуациях. При этом собеседование строится так, чтобы HR все же мог проанализировать и понять, где было волнение, а где – истинные суждения кандидата. Иначе говоря, где человек оговорился от стресса, а где ответил серьезно. HR не сделает вывод по одной связке «вопрос-ответ-реакция». Значительная часть навыков и компетенций проверяется на основе нескольких ответов на похожие вопросы, кейсов и т. д. Волнение может повлиять на решение об оффере, но это будет зависеть от его степени и от позиции, на которую претендует кандидат. Например, если соискатель немного волнуется при общении, но его работа предполагает написание кода и минимум взаимодействия с командой, то, вероятнее всего, на оффер это никак не повлияет. А если важным качеством сотрудника является стрессоустойчивость, и это указано в вакансии, то неспособность справиться с волнением может повлиять на решение компании принять его в штат.
Волнуются ли сами HR?
Представьте себе, да! И степень волнения напрямую зависит от контекста событий: что за позиция/кандидат/какой опыт проведения собеседований у HR и нанимающей команды. Не волноваться на собеседовании нам очень помогает подготовка: определиться со списком вопросов, узнать ожидания руководителя и команды. Мы тоже дышим «по квадрату» и двигаемся, чтобы снять стресс. А еще большое облегчение приносит искренность и честность в разговоре: мы умеем открыто сказать о своих ощущениях, признаем, что собеседование – это стресс и для нас, ведь мы представляем компанию, которая прямо сейчас проходит собеседование у кандидата.